Контролируемая сделка займ физическое лицо нерезидент учредитель 105 14

Содержание

Займы от иностранных компаний: контролируемая задолженность

Контролируемая сделка займ физическое лицо нерезидент учредитель 105 14

Российские организации нередко получают займы от иностранных, в том числе аффилированных, компаний, что является одним из наиболее распространенных способов внутригруппового финансирования. В этой связи возникает проблема включения сумм выплачиваемых процентов в состав расходов российской организации, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Налоговым законодательством установлены особые правила отнесения сумм процентов по долговым обязательствам к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (статья 269 НК РФ).

Их принято называть правилами «недостаточной капитализации», поскольку они подлежат применению в случае более чем трехкратного превышения размера контролируемой задолженности налогоплательщика над разницей между суммой его активов и величиной его обязательств (то есть в ситуации «недостаточной капитализации»).

Правила недостаточной капитализации, наряду с правилами трансфертного ценообразования и правилами налогообложения контролируемых иностранных компаний, относятся к инструментам противодействия налоговым злоупотреблениям и имеются в законодательстве многих стран.

Ниже приводятся ключевые положения статьи 269 НК РФ («Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения») в редакции, действующей с 1 января 2017 года.

Контролируемая задолженность

Согласно п. 2 ст. 269 НК РФ контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность налогоплательщика — российской организации по следующим долговым обязательствам этого налогоплательщика:

1) по долговому обязательству перед иностранным лицом, являющимся взаимозависимым лицом налогоплательщика — российской организации в соответствии с подпунктом 1, 2 или 9 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ, если такое иностранное лицо прямо или косвенно участвует в налогоплательщике — российской организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта;

2) по долговому обязательству перед лицом, признаваемым в соответствии с подпунктом 1, 2, 3 или 9 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимым лицом иностранного лица, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи;

3) по долговому обязательству, по которому иностранное лицо, указанное в подпункте 1 настоящего пункта, и (или) его взаимозависимое лицо, указанное в подпункте 2 настоящего пункта, выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение этого долгового обязательства налогоплательщика — российской организации, если иное не предусмотрено пунктом 9 настоящей статьи.

Пороговый размер контролируемой задолженности

Согласно п. 3 ст.

269 НК РФ, в случае, если размер контролируемой задолженности налогоплательщика более чем в 3 раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств этого налогоплательщика на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов этого налогоплательщика, применяются правила, установленные пунктами 4 — 6 ст. 269 НК РФ.

При определении размера контролируемой задолженности налогоплательщика учитываются суммы контролируемой задолженности, возникшей по всем обязательствам этого налогоплательщика, указанным в пункте 2 статьи 269 НК РФ, в совокупности.

Расчет предельного размера процентов, включаемых в состав расходов

Согласно п. 4 ст.

269 НК РФ, предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода путем деления суммы процентов, начисленных этим налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

Коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующего доле участия взаимозависимого иностранного лица, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на 12,5).

При определении величины собственного капитала не учитываются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

Основное правило

Согласно п. 5 ст. 269 НК РФ, в состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности в размере, не превышающем предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, исчисленного в соответствии с пунктом 4 ст. 269 НК РФ, но не более фактически начисленных процентов.

При этом правила, установленные пунктом 4 ст. 269 НК РФ, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность по соответствующему долговому обязательству не является контролируемой.

Согласно п. 6 ст. 269 НК РФ, положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с пунктом 4 ст.

269 НК РФ, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранному лицу, указанному в подпункте 1 пункта 2 ст.

269 НК РФ, и облагается налогом в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 224 (ставка 15%) или пунктом 3 статьи 284 НК РФ (ставка 15%).

Обобщим вышеописанные правила НК РФ в виде формулы.

1) Определение коэффициента капитализации (абз. 2 п. 4 ст. 269 НК РФ):

КК = (НКЗ / (ВСК × ДУ)) / 3,

где КК – коэффициент капитализации;

НКЗ – величина непогашенной контролируемой задолженности;

ВСК – величина собственного капитала;

ДУ – доля участия взаимозависимого иностранного лица в российской организации (налогоплательщике).

2) Исчисление предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов (абз. 1 п. 4 ст. 269 НК РФ):

ПРП = СНП / КК,

где ПРП – предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов;

СНП – сумма процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности;

КК – коэффициент капитализации.

3) Сравнение суммы фактически начисленных процентов и предельного размера процентов:

Если сумма фактически начисленных процентов окажется больше предельного размера процентов, то

  • к сумме процентов, не превышающей предельного размера процентов, применяется общее правило налогообложения (такие проценты могут быть включены в состав расходов налогоплательщика);
  • сумма превышения (положительная разница) между начисленными процентами и предельным размером процентов, не включаются в состав расходов налогоплательщика и приравнивается к дивидендам, уплаченным иностранному лицу.

Исключения

Статья 269 НК РФ предусматривает следующие случаи, когда непогашенная задолженность не признается для налогоплательщика — российской организации «контролируемой»:

  • задолженность по обращающимся облигациям эмитентов из стран, имеющих с РФ соглашение об избежании двойного налогообложения (п. 7 ст. 269 НК РФ);
  • задолженность перед налоговым резидентом РФ (являющимся взаимозависимым лицом иностранного взаимозависимого лица) (п. 8 ст. 269 НК РФ);
  • задолженности перед независимыми банками (п. 9 ст. 269 НК РФ).

Применение СИДН к суммам процентов, приравниваемым к дивидендам

В случае, если иностранная организация – займодавец (получатель процентов) является резидентом государства, имеющего с Россией соглашение об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН), и такое соглашение применяется, возникает вопрос о том, какие именно положения СИДН (о процентах или о дивидендах) должны применяться к той части выплачиваемых процентов, которая превышает предельный размер процентов, рассчитанный российской организацией в соответствии с пунктом 4 статьи 269 НК РФ (то есть процентам, которые в целях налогообложения приравниваются к дивидендам).

Положения большинства заключенных Россией СИДН о процентах как правило предусматривают, что проценты подлежат налогообложению только в государстве, резидентом которого является их получатель (то есть позволяют налоговому агенту не удерживать налог у источника выплаты). Положения СИДН о дивидендах как правило предусматривают не освобождение, а пониженные ставки налога у источника.

Ответ на вышеуказанный вопрос зависит от того, как проценты, приравниваемые согласно НК РФ к дивидендам, квалифицируются с точки зрения СИДН (если положения соответствующего соглашения позволяют это установить).

Например, согласно пункту 2 статьи 11 Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром (далее – СИДН Россия-Кипр), «термин «проценты» не включает для целей настоящей статьи … проценты, рассматриваемые как дивиденды в соответствии с пунктом 3 статьи 10».

В свою очередь, термин «дивиденды» (пункт 3 статьи 10) включает в себя «также доходы — даже выплачиваемые в форме процентов — которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с налоговым законодательством государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды».

Таким образом, в СИДН Россия-Кипр данный вопрос однозначно решен в пользу трактовки (а соответственно и налогообложения у источника) процентов (приравниваемых согласно НК РФ к дивидендам) как дивидендов.

Другие СИДН могут предусматривать иные, менее четкие, правила на указанный счет.

Согласно позиции, выраженной в ряде писем Минфина России, к процентам, приравниваемым согласно НК РФ к дивидендам, в случае применения СИДН должны применяться статьи о дивидендах, а не о процентах (возможные противоречия между нормами СИДН и нормами НК РФ в этом случае во внимание не принимаются). Иная позиция, выраженная в некоторых судебных актах, основана на приоритете положений СИДН о процентах над нормами НК РФ.

Таким образом, используя договоры займа в качестве инструмента финансирования, следует помнить, что не вся сумма начисленных по договору процентов может быть включена в состав расходов по российскому налогу на прибыль.

Чтобы минимизировать риск применения к займам, полученным от иностранной компании, правил недостаточной капитализации, российским компаниям важно не допускать более чем трехкратного превышения размера контролируемой задолженности над величиной собственного капитала.

Источник: https://int.gestion.ru/manual/zaymy-ot-inostrannykh-kompaniy-kontroliruemaya-zadolzhennost/

Как составить беспроцентный договор займа с учредителем

Контролируемая сделка займ физическое лицо нерезидент учредитель 105 14

Для договора займа, в том числе беспроцентного с учредителем, есть общие положения, предусмотренные главой 42 ГК РФ. В частности, существенные условия договора, требования к форме договора – как правило, письменная, и другие.

Есть определенные ограничения исходя из нормативных документов ЦБ РФ по способу предоставления и возврата займа (предел расчета наличными между юридическими лицами, невозможность возврата займа из наличной выручки), которые также нужно учитывать при составлении договора займа. В данной статье рассматривается составление договора займа при предоставлении денежных средств.

Обязательные разделы в договоре беспроцентного займа с учредителем

При составлении рассматриваемого договора (используя типовую форму займа) нужно решить: отражать ли в договоре и как именно следующие вопросы.

1. Кто кому дает займ (стороны договора)

Заимодателем и (или) заемщиком может быть как физическое, так и юридическое лицо. Вариантами сторон договора в этом случае могут быть:

  • заимодатель – учредитель физическое лицо; заемщик – юридическое лицо, в котором заимодатель физическое лицо – учредитель;
  • заимодатель – учредитель юридическое лицо А; заемщик – юридическое лицо В, в котором юридическое лицо А – учредитель;
  • заимодатель – юридическое лицо, в котором физическое лицо – учредитель; заемщик – физическое лицо – учредитель юридического лица – заимодателя;
  • заимодатель – юридическое лицо А, в котором юридическое лицо В – учредитель; заемщик – юридическое лицо В – учредитель юридического лица А – заимодателя.

Стороны рассматриваемого договора определяются экономической необходимостью, так как беспроцентные договора займа между юридическим или физическим лицом и организацией, в которой данное лицо – учредитель, по сути являются вариантом льготного финансирования для достижения различных целей (текущих, инвестиционных и др.) в деятельности юридического лица. 

2. Сумма займа

Ограничений для суммы в этом пункте нет. Единственное, что нужно принять во внимание – определенную взаимосвязь суммы займа и периода его возврата.

Источником возврата займа (если не будут привлекаться другие заемные средства) являются, как правило, оборотные средства заемщика.

Понятным показателем, по которому можно ориентировочно установить сумму, которую заемщик может ежемесячно (ежеквартально) возвращать заимодателю без ущерба для своей коммерческой деятельности, является показатель поквартальной чистой прибыли.

3. Валюта договора и валюта расчетов

Валюта договора и валюта расчетов в договоре могут отличаться от валюты РФ.

Валюта договора, т.е. валюта, в которой установлена сумма займа, может быть любая – нет никаких ограничений.

Выбор валюты расчетов, т.е. валюты, в которой фактически займ перечисляется заемщику и потом возвращается, ограничен следующими условиями:

  • расчеты между резидентами могут осуществляться только в валюте РФ; если сумма займа установлена в иностранной валюте, расчеты, как правило, ведутся в рублях по курсу на дату платежа (или по другому установленному договором курсу);
  • расчеты в иностранной валюте возможны только в случае, когда одной из сторон договора является нерезидент (п.2 ст.140, ст.141, ст.317 ГК РФ; п.п.1 п.3 ст.9 Закона РФ №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» в текущей редакции).

Таким образом, если одна из сторон займа нерезидент, можно выбрать любую иностранную валюту как для валюты договора, так и для валюты расчетов. Как правило, их выбирают одинаковые и наиболее распространенные, а также более-менее устойчивые к колебаниям курсов.

4. Срок предоставления займа

В договоре обычно устанавливается дата, не позднее которой предоставляется займ. Если займ предоставляется частями, то указывают, как правило, более позднюю дату.

5. Срок, на который предоставляется займ

Предоставляемый на период до года займ считается краткосрочным, на период более года – долгосрочным.

Как отмечено в предыдущем пункте, этот срок зависит от того, какую сумму ежемесячно в среднем заемщик может направить на погашение займа, если погашение займа предполагается регулярное (ежемесячное, ежеквартальное).

Бывают ситуации, когда займ привлекается под какую-то сделку или какой-то разовый проект с одномоментным результатом (доходом), и которого и будет погашен займ. Тогда срок возврата займа устанавливается в соответствии с ожидаемым сроком получения дохода.

Законодательством (ст. 810 ГК РФ) предусмотрен вариант, когда в договоре вообще не устанавливается срок возврата. В этом случае «сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течении тридцати дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором».

Если на момент составления договора и получения займа невозможно достаточно определенно установить срок его возврата, в договоре устанавливают разумный ожидаемый (расчетный) срок. В дальнейшем, при необходимости продления срока возврата займа оформляют соответствующее двустороннее соглашение к договору.

6. Указание на отсутствие процентов

В данной статье рассматривается беспроцентный договор займа. В соответствии со ст. 809 ГК РФ договор займа априори считается процентным (за небольшим исключением). Если в договоре ничего не сказано о процентах, то размер процентов определяется ставкой рефинансирования, действующей в местонахождении заемщика.

Исключение, то есть признание договора априори беспроцентным, имеет место в случаях: а) если договор заключен между гражданами на сумму не более 50-ти МРОТ и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя-бы одной из сторон; б) когда по договору займа передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками.

Таким образом, указание в договоре положения о том, что он беспроцентный, является обязательным.

7. Условие о назначении займа

В договоре может быть предусмотрено условие о целевом назначении займа или другие сопутствующие условия. В этом случае в соответствии со ст. 814 ГК РФ заемщик должен обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа.

8. Порядок возврата займа

В договоре обычно помимо предельного срока возврата займа предусматривается порядок возврата: ежемесячно (не позднее указанной даты), ежеквартально, в конце срока займа, другое. Может приводится и календарный график, в т.ч.

с указанием сумм, возвращаемых по каждому сроку. данного пункта зависит только от воли сторон.

Однако для равномерного распределения экономической нагрузки у заемщика целесообразно предусмотреть равномерный в течении срока договора возврат займа.

9. Форма предоставления и форма возврата (погашения) займа

Источник: https://pravobez.ru/articles/kak-sostavit-besprocentnyy-dogovor-zayma-s-uchreditelem.html

Займ от иностранного учредителя контролируемая сделка

Контролируемая сделка займ физическое лицо нерезидент учредитель 105 14

Оплата доставки Ликвидация учредителя Фактический адрес Безвозмездное пользование Сдача выручки в главную кассу предприятия Исправление суммы договора, налоговый агент НДС Продажа НМА О минимизации налогообложения при продаже земли Момент определения налоговых баз Об оформлении сделки Уценка материалов Необходимость представления статистической отчётности Периодические издания Расчёт действительных стоимостей долей Безвозмездная передача денежных средств О распределении взносов в 2014 г. Расчет пособия по уходу за ребенком до 3х лет при переводе сотрудницы в другую организацию Определение первоначальной стоимости объекта О постановке на учет основного средства Пособие по уходу за ребенком Налог на прибыль. Учет расходов.

Стороны, что заключают договор определенного займа, должны обратить внимание на статью № 807 Гражданского Кодекса РФ, в которой очень точно трактуется оформление документа.

Как заключить договор беспроцентного займа от учредителя Согласно функционирующему законодательству, договор кредита можно оформить без процентной ставки.

Внимание

Тогда клиент может не платить кредитору проценты. Таким образом, он обязан выплатить только ту сумму, какую получил в долг. Но на практике необходимо учитывать различные нюансы.

Так, безвозмездный заем от владельца предполагает уплату налогов, как со стороны клиента, так и со стороны кредитора.

Беспроцентный займ от учредителя нерезидента контролируемая сделка

Важно

В Гражданском кодексе указано, что договор (двух- или многосторонняя сделка) как юридический факт является основанием возникновения обязательственных правоотношений 6 . При этом предметом (объектом) обязательства является то, по поводу чего оно возникает и существует.

Возникают обязательства по поводу действий должника, таких, как передача имущества (в т. ч. вещей, прав и т. п.), выполнение работ, оказание услуг, уплата денег и т. д. Таким образом, объектом обязательства является определенное действие (или действия), обеспечивающее перемещение (товарообмен) или создание определенных благ.

Предметом исполнения обязательства (не сделки непосредственно) является само благо, по поводу которого возникает обязательство (вещь, результат работы, услуга, иной объект гражданских прав).

Как оформить беспроцентный займ от учредителя в 2017 году

Еще с рядом крупнейших налогоплательщиков, выразивших желание заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании для целей налогообложения, проводятся предварительные консультации.

Раскрывать детали непосредственно соглашений, так же, как и иных решений, связанных с соглашениями, я не имею права, поскольку любые полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению 10 .

Исключения составляют, в частности, сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика. Если на основании формальных критериев компании не являются взаимозависимыми, то это еще не означает, что суд признает их независимыми.

Является ли сделка контролируемой

Однако, в силу переходных положений, уведомления по таким сделкам подаются, только если сумма доходов по всей совокупности сделок не превышает 100 млн рублей в 2012 году и 80 млн рублей в 2013-м.

При этом учитываются доходы как российской компании, так и компании-иностранца по сделкам, совершенным с российской компанией Насколько успешна практика заключения соглашений с ФНС России о ценообразовании? Сколько компаний уже заключили такие соглашения? По каким причинам бывают отказы, если они бывают? Можно с уверенностью констатировать, что программа заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения состоялась.

https://www..com/watch?v=jRMrooi3Z0U

И при этом качество этой работы находится на самом высоком международном уровне. Мы провели анализ последних отчетов налоговых администраций крупнейших государств мира и увидели, что по многим параметрам мы действуем эффективнее или на уровне этих стран.

Какие сделки признают контролируемыми

При этом, несмотря на то, что заключенные сделки не являлись контролируемыми, что налоговым органом не отрицается, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области полагала, что любым налоговым органам Российской Федерации статьей 105.

3 НК РФ предоставлено право проверять соответствие рыночных цен по любым сделкам между взаимозависимыми лицами. Рассматриваемые сделки имели своей целью «создание условий для возникновения необоснованной налоговой выгоды», что является основанием для применения п. 3 постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.

Вместо предоставления займа займодавец, по мнению налогового органа, мог получить более высокий доход от размещения денежных средств на депозите в банке.

Контролируемая сделка — это что и кто ее сдает?

Какой минимальный процент может быть установлен по этому займу, чтобы избежать претензий налоговых органов? Однозначного ответа быть не может, поскольку все зависит от условий, на которых был выдан заем, а также источников информации, которыми обладает организация.

В первую очередь компании следует проанализировать свою деятельность, установить, привлекала ли сама организация займы у независимых лиц. Если да, то, вероятно, ставка процента для своего учредителя должна быть не меньше. Иначе складывается ситуация, когда учредитель «повесил» разницу по процентам на организацию, тем самым занизив ее налоговую базу.

Поступили бы так независимые лица, преследующие свои личные коммерческие интересы? Ответ очевиден — нет.

Налоговые последствия беспроцентных займов

Об отчете о финансовом результате Заполнение платежного поручения Аудиторская проверка О сроках сообщения в налоговую о невозможности удержать НДФЛ Заполнение табеля О представлении нулевых деклараций Оформление документов при оплате наличными за аренду жилья Письмо Минфина Особенности корректировки налога на прибыль при получении дивидендов Денежная премия Возврат налога Применение ЕНВД Оформление удержания из заработной платы по инициативе сотрудника Списание кредиторской задолженности Представительские расходы Оферта Налоговый агент по НДС Дегустация алкогольной продукции НДС Ошибки в трудовой книжке Как оплачивается сверхурочная работа в выходной день?

Источник: http://notamena.ru/zajm-ot-inostrannogo-uchreditelya-kontroliruemaya-sdelka/

Займы от иностранных компаний: контролируемая задолженность

Российские организации нередко получают займы от иностранных, в том числе аффилированных, компаний, что является одним из наиболее распространенных способов внутригруппового финансирования. В этой связи возникает проблема включения сумм выплачиваемых процентов в состав расходов российской организации, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Налоговым законодательством установлены особые правила отнесения сумм процентов по долговым обязательствам к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (статья 269 НК РФ).

Их принято называть правилами «недостаточной капитализации», поскольку они подлежат применению в случае более чем трехкратного превышения размера контролируемой задолженности налогоплательщика над разницей между суммой его активов и величиной его обязательств (то есть в ситуации «недостаточной капитализации»). Правила недостаточной капитализации, наряду с правилами трансфертного ценообразования и правилами налогообложения контролируемых иностранных компаний, относятся к инструментам противодействия налоговым злоупотреблениям и имеются в законодательстве многих стран.

Ниже приводятся ключевые положения статьи 269 НК РФ («Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения») в редакции, действующей с 1 января 2017 года.

Контролируемые сделки

Контролируемая сделка займ физическое лицо нерезидент учредитель 105 14

Уже второй год действуют положения налогового законодательства, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ (далее — Закон N 227-ФЗ). В рамках данной статьи поговорим о том, какие сделки признаются контролируемыми, а также об обязанности налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках.

Примечание. Названным Законом введен в действие разд. V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» Налогового кодекса.

Согласно ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Сделать это нужно в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором они совершены.

Сведения о контролируемых сделках указываются в соответствующих уведомлениях, которые по выбору налогоплательщиков могут быть представлены в налоговый орган на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.

Для чего же следует подавать в налоговый орган сведения о контролируемых сделках?

Примечание. Форма уведомления о контролируемых сделках, Порядок ее заполнения, а также Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и Порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

Разделом V.1 НК РФ, по сути, введен новый вид налоговой проверки: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Такая проверка проводится на основании уведомления, которое подается самим налогоплательщиком, или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, в случае выявления им контролируемых сделок, совершенных налогоплательщиком, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Примечание. Форма извещения о контролируемых сделках и Порядок направления налоговым органом, проводящим налоговую проверку, извещения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2012 N ММВ-7-13/704@.

Итак, проверка контролируемых сделок — это форма налогового контроля за соответствием цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами (а также в приравненных к ним сделках), рыночным ценам. В случае различия цен могут быть пересчитаны суммы сделок и доначислены налоги.

Согласно п. 4 ст. 105.3 НК РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном гл. 14.

5 НК РФ, проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

1) налога на прибыль организаций;

2) НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ;

3) НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является плательщиком указанного налога и предметом сделки — добытое полезное ископаемое, которое признается объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) НДС (в случае, если одна из сторон сделки — организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) плательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения такой обязанности).

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ).

Итак, давайте сначала определимся с тем, какие лица признаются взаимозависимыми, затем рассмотрим некоторые условия, при наступлении которых сделка будет признана контролируемой.

В последней части статьи ознакомим читателей с заключительными положениями Закона N 227-ФЗ.

Какие лица признаются взаимозависимыми?

Налоговый кодекс гласит: если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

В соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются:

  • организации в случае, если одна из них прямо и (или) косвенно участвует в другой и доля такого участия составляет более 25%;
  • физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50%   состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  • организации,  единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица;
  • организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;
  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  • организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
  • физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • физическое лицо, его супруг (супруга),  родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные),  полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Здесь необходимо сделать некоторые пояснения. Так, в соответствии со ст. 105.

2 НК РФ долей прямого участия признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей — непосредственно принадлежащая одной организации доля, пропорциональная количеству участников в другой организации.

Долей косвенного участия одной организации в другой признается доля, которая устанавливается в следующем порядке:

1) определяются все последовательности участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

Пример. Иностранная организация A владеет 75% акций компании B. Последней, в свою очередь, принадлежит 30% акций российской торговой компании C. Также компании A принадлежит 15% акций компании D, которая является собственником 40% акций российской торговой компании C.

В такой ситуации доля косвенного участия иностранной организации A в уставном капитале российской торговой компании C составит 28,5% (75 x 30 + 15 x 40).

Соответственно, иностранная организация A и российская торговая компания C могут быть признаны взаимозависимыми лицами.

Правила, описанные выше, применяются также при определении доли участия физического лица в организации. Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 105.2 НК РФ в ходе судебного разбирательства могут учитываться дополнительные обстоятельства при определении доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации.

Обратите внимание на следующее:

1.

Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) на экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

2. Прямое и (или) косвенное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми. В то же время указанные организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным ст. 105.1 НК РФ (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).

3. Если, по мнению организаций и (или) физических лиц, особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок, эти организации и (или) физические лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми лицами для целей налогообложения (п. 6 ст. 105.1 НК РФ).

4. Признать лица взаимозависимыми по иным основаниям может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Какие сделки признаются контролируемыми?

Итак, как уже отмечалось, контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами. Здесь важно отметить следующее. Во-первых, не обо всех операциях, совершенных между взаимозависимыми лицами, следует подавать сведения в налоговый орган.

Делать это нужно, только если сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает установленный лимит.

Во-вторых, сделки могут быть признаны контролируемыми, даже если они совершены не между взаимозависимыми лицами (так называемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами). Но обо всем по порядку.

Участие третьих лиц (посредников)

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравнивается совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, если эти лица (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

  • не выполняют в этих сделках никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

Поясним: сделка, совершенная, по сути, с лицом, не являющимся взаимозависимым (посредником), может быть признана сделкой, совершенной между взаимозависимыми лицами.

То есть, если продавец и конечный покупатель являются взаимозависимыми лицами, при этом агент, который совершает сделку от своего имени, не является взаимозависимым лицом ни с тем, ни с другим, и посредник не выполняет никаких функций, кроме организаторских, не принимает на себя никаких рисков и не использует собственных активов, сделка для принципала и конечного покупателя будет признана сделкой, осуществленной между взаимозависимыми лицами.

Примечание. Положения этого пункта в части признания контролируемыми сделками сделок с плательщиками ЕСХН или ЕНВД применяются с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

И вот что важно: Налоговым кодексом прямо не установлен лимит суммы доходов по таким сделкам для целей признания их контролируемыми. На этом основании Минфин в разъясняющих Письмах делает вывод, что все сделки

Источник: http://www.pnalog.ru/material/kontroliruemye-sdelki-vzaimozavisimye-lica

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.